Необходимо знать начинающему яхтсмену
Введение
Статья предназначена для начинающих яхтсменов, планирующих участие в первой регате в качестве матроса.
Статья содержит необходимые начальные знания.
Описание устройств дано на примере яхты Bavaria 40 Cruiser.
Устройство парусной яхты

- Корма — задняя часть яхты
- Нос — передняя часть яхты
- Руль — плавник для изменения направления движения
- Киль — плавник для препятствования сносу яхты при боковом ветре, крепление бульба (балласта)
- Бульб (балласт) — груз, не дает яхте переворачиваться как ванька-встанька
- Кормовой релинг — ограждение кормы яхты, чтобы матросы не падали с кормы
- Носовой релинг — ограждение носа, чтобы матросы не падали с носа
- Леер — ограждение бортов, чтобы не падать с бортов
- Мачта — держит парус
- Ахтерштаг — трос, чтобы мачта не падала вперед
- Форштаг — трос, чтобы мачта не падала назад
- Ванты — тросы, чтобы мачта не падала ни вправо, ни влево
- Краспицы — распорки вант
- Грот — основной парус
- Гик — перекладина для натяжения Грота и поворота его на необходимый угол

- Штурвал (левый и правый) — управление рулем. Правый и левый, для работы рулевого как на правом так и на левом борту, т.е. там где рулевому будет лучше видна обстановка
- Рубка — выступающая над палубой часть помещения
- Кокпит — открытое пространство для команды
- Левый (правый) борт — левая и правая стороны яхты
- Бак — передняя часть палубы от носа до мачты — место работы бакового
Паруса

- Грот — основной парус
- Стаксель — передний парус
Паруса на яхте треугольные и регулируются с помощью натяжения сторон (шкаторин)
Колдунчики — указатели качества настройки парусов

Генакер — дополнительный парус
- Галсовый угол (TACK) крепится на нос. Не крепите за ложемент якоря, оторвет. Крепите к неподвижной части лебедки закрутки стакселя.
- Фаловый угол (HEAD), подъем паруса
- Шкотовый угол (CLEW), управление парусом
Такелаж — чем управлять парусами
Такелаж — веревки, тросы и т.д. Такелаж необходим для удержания и управления парусами.
Фалы — веревки для вертикального перемещения (подъема и опускания) парусов.
Шкоты, брасы — веревки для поворота и горизонтального перемещения парусов.
Паруса управляются за счет натяжения или ослабления одной или нескольких сторон (шкаторин).
Стаксель шкоты
Веревки для натяжения и регулировки стакселя

Стаксель шкоты изменяют угол установки стакселя, а также переводят стаксель с борта на борт.
Со стаксель шкотами работают с помощью лебедок, одна с левой, другая с правой стороны.

Шкот наматывать на лебедку по часовой стрелке.
Для увеличения усиления лебедки увеличиваем количество витков (шлагов).
Шкот растягивает сразу две (заднюю и нижнюю) шкаторины, для изменения соотношения растяжения задней и нижней шкаторины используется каретка.
Закрутка стакселя
Лебедка для скручивания (уборки) стакселя


Гика шкоты
Веревки для изменения угла гика и грота

Устанавливают угол гика и грота. Управляются лебедками.
Устанавливают угол гика и грота.
На Bavaria 40 Cruiser с гика шкотами работают с помощью лебедок. Погона на Bavaria 40 Cruiser нет
Грота шкот
Веревка для натяжения грота по гику

Оттяжка гика
Опускает гик вниз и натягивает заднюю шкаторину грота

Брасы
Устанавливают угол генакера и используются для переброски генакера с борта на борт при поворотах.

Стаксель фал
Натяжение передней шкаторины стакселя

Грота-фал
Натяжение передней шкаторины грота

Генакер фал
Поднятие генакера

Топенант

Поддержка гика при убранном гроте. Для регулировки парусов не используется.
После установки грота, топенант ослабить.
При набивке оттяжки гика проверьте, чтобы топенант провисал (не был натянут).
Ахтерштаг
Регулировка наклона верней части мачты и регулировка профиля грота

Лебедки
На Bavaria 40 Cruiser 4 основные (используемые в настройке парусов) лебедки. Лебедки — это усилители натяжения.

Такелаж накручивается на лебедку по часовой стрелке. Чем больше шлагов (витков), тем больше коэффициент усиления лебедки.
Для фиксации такелажа на лебедке веревка закладывается в фиксатор.

Внимание!
- Шлаги накладывать только по часовой стрелке
- Шлаги не должны перехлестываться (закусывать друг-друга)
- Следите, что бы никакие предметы (пальцы, волосы, ремни и т.д.) не попали под шлаги веревки
- После работы с лебедкой снимите и уберите ручку
- для подтравливания веревки, снимите шлаг со стопора и ослабьте натяжение свободного конца. Веревка будет проскальзывать, для остановки проскальзывания достаточно немного натянуть свободный конец
Работа с лебедкой при небольшом усилии, добирать веревку можно «от руки»

Работа с лебедкой при большом усилии, ручкой

«Пианино»- стопоры
Для работы со всеми фалами, гика и грота шкотами используется две лебедки. Не используемый такелаж фиксируется стопором.
Стопор удерживает такелаж от ослабления, но позволяет натянуть его, т.е. работает как обратный клапан.

Для подтравливания (ослабления) такелажа, необходимо открыть стопор.
Внимание!
Перед открытием стопора под нагрузкой убедитесь, что ничего не упадет, если есть сомнение, предварительно зафиксируйте веревку на лебедке.
Термины
Наветренная, подветренная стороны

Добрать, подобрать, набить
Натянуть, потянуть.
Например: Добрать стаксель шкот, набить грота фал
Потравить
Ослабить, но не до конца.
Например: потравить топенант,
Отдать
Полностью ослабить, отвязать.
Например: отдать швартовы.
Это не значит их выкинуть в воду — это значит снять швартовы с причальных кнехтов.
Откренка
Противодействие наклону яхты за счет веса команды.
При наклоне яхты уменьшается действующая площадь парусов, паруса сбрасывают ветер.
Для откренки свободные матросы размещаются на наветренном борту.

Закренка
Обратное действие откренки — создание крена.
Используется при слабом ветре, когда ветер не может сформировать профиль паруса.
Для закренки свободные матросы размещаются на подветренном борту.

Привет! Хорошая инструкция, наглядная. Пусть висит, не убирай. Буду своим показывать…
Добрый день,
Спасибо, статья будет по постоянному адресу: https://svtsvetkov.ru/2019/04/07/neobhodimo-znat-nachinayushchemu-yahtsmenu/
Отличная инструкция ☺